Будимир (budimir) wrote in man_woman,
Будимир
budimir
man_woman

Вокруг «секса».

«Между прочим, та бедная, засмеянная женщина, которую некогда угораздило выпалить: "У нас секса нет!", была не совсем не права. И даже более права, чем могла предположить. Секса действительно не было. Те общеизвестные телодвижения, которые ныне обозначают столь деловито ("хороший секс" - как технологический термин), прежде обозначались кем - в словесности да и в быту - стыдливо-уклончиво, кем - в мужских похвальбах и на дверях общественных туалетов - откровенно похабно. И именно деловитость вне позывов любви да, кажется, и неотвратимой страсти утвердилась словцом-термином, на что, скажем, не решился даже - или тем более - чувственный Хемингуэй, не пошедший дальше словечка "это". Может, как раз потому, что был чувствен.
Рискую быть поднятым на смех, рассуждая на скользкую тему, но вот случай, когда словоупотребление впрямь нечто переломило в общественной психологии интимных отношений. То есть сперва отразило и выразило, а уж затем утвердило и узаконило.
Слово вообще способно на большее, чем мы, стихийные словотворцы, сами предполагаем.
»
(«Новая газета», № 58, 11 августа 2005 г., Станислав Рассадин)

Удивительно точное наблюдение Станислава Борисовича Рассадина, которое мне хотелось бы несколько развить и дополнить.

«Секс» был запатентован и запущен в производство психоанализом. Позже т.н. «сексуальная революция» раскрутила брэнд в мировом масштабе. Таким образом, датой его рождения можно назвать XX век. Возраст, в исторической перспективе, - «без году неделя». Говорить о том, будто «секс» существовал всегда, значит проявлять культурологическую близорукость.

Телесное, интимное общение, совокупление мужчины и женщины (и не только) существовали, по-видимому, всегда (о том, как это было в Эдеме достоверных сведений у нас нет). Но означали вовсе не одно и то же во все времена. Осмыслялись по-разному. Иначе встраивались в символический универсум человека.

До XX-го века они не выделялись в самодостаточную и самоценную сферу, обсаженную всевозможными «специалистами», нафаршированную техниками, справочниками, рекомендациями, рекламными проспектами, аксессуарами и пр., что произошло с возникновением «секса».

«Секс» является не «органической составляющей любви», как часто говорят, а искусственно вычлененным из неё элементом. На продажу. Любовью-то особо не поторгуешь - товар штучный.

В смысловом облаке понятия «секс» отсутствуют любовь, деторождение и даже тот куцый остаток человеческой связи, который зовётся безличным словом «отношения». В принципе, «секс» и в них не нуждается.



«Секс» - это взаимодействие двух случайных элементарных частиц формата М + Ж, М2 + Ж1, Ж2 + М1, Жn + Мn, М + М, Ж + Ж, М + x и Ж + y, где вместо переменных «x» и «y» можно подставить домашнее животное, тыкву (арбуз), огурец, вибратор, искусственную вагину и пр. Очевидно, что в большинстве случаев наличие каких-либо «отношений» необязательно. Поскольку речь идёт только о процессе получения удовольствий определённого типа между легко заменимыми участниками.

Двоих (как единого целого, что составляет идеал любви) «секс» не касается. Он изначально взращивался на разделённости, отчуждении, индивидуализме, превращении человека в средство для прагматичного решения задач, и питается исключительно ими. Кстати, «секс» этимологически восходит к латинскому глаголу secare (разрезать, разделять). Среди родственных слов есть такое замечательное как, например, вивисекция.

Частное, но немаловажное следствие всего вышесказанного заключается в том, что это избавляет нас от необходимости бороться за «права сексуальных меньшинств» или же, напротив, яростно протестовать против проведения гей-парадов (эти протесты замешаны исключительно на гетеросексуальном чванстве и эстетическом неприятии «акта анальной пенетрации», то есть - чепуха на рыбьем жире). Потому что водораздел проходит не по этой линии. Оппозиция «гомосексуалисты vs. гетеросексуалисты» - надуманная. И такая же никчемная, как противопоставление «остроконечников» - «тупоконечникам».

«Гей» и «натурал» (по-моему, оба слова одинаково похабны) - братья навек.

В том смысле, что и тот, и другой являются проводниками сексоцентризма, только проводят его различными способами.

Истинным же меньшинством (по отношению к гомо- и гетеросексуальным множествам) сегодня является тот, кто рискует утверждать, что любовь - единственна, что она НА ВСЮ ЖИЗНЬ. Кто отказывается понимать, какое отношение к любящим может иметь деловитый, технический термин «секс».

***

Это отнюдь не проповедь толстовства. Кто читал «Крейцерову сонату», те помнят, что Толстой обличает половой разврат, в котором гваздаются высшие классы общества, и клеймит науку, посылающую юношей в дома терпимости, «утверждая, что это нужно для здоровья». В этом-то я с ним полностью согласен. Great minds think alike. Особенно мне понравилось радикальное предложение заставить «милых жрецов науки... исполнять должность тех женщин, которые, по их мнению, необходимы мужчинам».

Однако Лев Николаич на этом не останавливается. Он входит в раж, как герой Никулина в «Операции "Ы"», сковырнувший ломиком все крючочки в пределах досягаемости, готовясь к ограблению склада, где нужно было сбить один единственный замок.

Следом за развратом, яснополянский старец безжалостно испепеляет глаголом не только «половую страсть» вообще как таковую, но и любовь:

«Половая страсть, как бы она ни была обставлена, есть зло, страшное зло, с которым надо бороться, а не поощрять, как у нас. Слова Евангелия о том, что смотрящий на женщину с вожделением уже прелюбодействовал с нею, относятся не к одним чужим жёнам, а именно - и главное к своей жене».

«Предполагается в теории, что любовь есть нечто идеальное, возвышенное, а на практике любовь ведь есть нечто мерзкое, свиное, про которое и говорить и вспоминать мерзко и стыдно».

«Неловко, стыдно, гадко, жалко и, главное, скучно, до невозможности скучно! Это нечто вроде того, что я испытывал, когда приучался курить, когда меня тянуло рвать и текли слюни, а я глотал их и делал вид, что мне очень приятно». (О медовом месяце с супругой)

«Наш брат всё врёт о высоких чувствах - ему нужно только тело».

При всём уважении к товарищу Толстому, зеркалу русской революции, я не могу с ним согласиться. Конечно же, в телесном общении, интимной близости, совершаемых в любви, нет и не может быть никакой мерзости. В общем, это и не совсем верно - называть соитие любящих только телесным общением. Поскольку они участвуют в нём всем свои существом.

***

В мире прогрессирует кризис. Мы начали было нагуливать жирок и радостно ожидали продолжения банкета, а тут - опаньки - хороший автобус уехал прочь. Девальвация, инфляция, стагнация, пауперизация. Вынужденные неоплачиваемые отпуска, перевод на неполную рабочую неделю, сокращения. Добро пожаловать на тёмную сторону планеты капитализма!

Казалось бы, какой смысл сейчас продолжать писать о «сексе», когда вокруг вспыхивают искры революции, только раздувай! Что за упадничество и сантименты?

А такой, амигос, что любовь - революционна, секс - реакционен. Любовь объединяет, секс - разобщает; любовь наполняет, секс - опустошает; любовь освобождает, секс - порабощает, любовь «не ищет своего», секс - эгоистичен. В любви люди свободны друг для друга, в сексе - друг от друга. Свобода любви - это свобода созидать, свобода секса - свобода потреблять. Любовь принципиально невозможно коммерциализировать, секс - один из самых ходовых товаров.

И т.д., и т.п.

Меня спрашивали: Если секса в современном понимании не было до XX века, каким словом вы охарактеризуете услуги публичных домов, секс-рабынь, наложниц в гареме и т.п.? Все эти явления существовали со времени оно.

Ответ: Боюсь, какого-то одного ёмкого слова мне сразу не подобрать. Кроме разве что «половой эксплуатации», коей являлись публичные дома и гаремы тогда, впрочем, ей же являются и сейчас.

А что всё-таки изменилось в сравнении с «досексоцентристской» эпохой? Попробую выделить несколько ключевых моментов:

а) Сексуальность в её современном виде наделена предельно позитивным значением. Как и каникулярное солнце туристических проспектов, из которого исключены изнуряющий зной, град пота, ожоги, солнечные удары, сердечные приступы, жажда, засухи, лесные пожары и т.д., она оказалась выхолощенной от любого отрицательного содержания. Во многих культурах, не только в христианской, сексуальность была тесна связана со смертью. Теперь в ней смерти нет, одно сплошное щасте. Появление СПИДа, было, вернуло сексуальности негативное измерение, но в последнее время модно говорить о том, что проблема СПИДа надуманна, раздута, etc. Не о чем беспокоиться. Тем более что «защититься от ВИЧ просто». И даже совместить полезное с приятным, для чего придуманы всякие ароматизаторы, латекс, усики, рёбра, шарики и ролики.

б) Кроме того, что «сексуальность» - неисчерпаемый кладезь сплошных приятностей (вроде кокаколы, сникерса и йогура пустьвесьмирподождёт), она также является источником пользы (типа дирола-с-ксилитом, шампуня от перхоти и фитнесса). Надо только правильно её эксплуатировать, не забывая читать инструкцию. И, кстати, надо - непременно. Как и деньги, она должна работать, принося прибыль.

в) Да, непременно должна работать.

Отныне больше не говорят: «У тебя есть душа, и ты должен её спасти», — но говорят так:

«У тебя есть пол, и ты должен знать, как его правильно использовать»;

«У тебя есть бессознательное, и ты должен научиться его освобождать»;

«У тебя есть тело, и ты должен научиться им наслаждаться»;

«У тебя есть либидо, и ты должен знать, как его расходовать», и т.д.


(Жан Бодрийяр)

Вопрос: Давайте рассмотрим крайний случай -- оргазм -- момент, когда человек вообще отключается от внешнего мира, в том числе и от партнёра. Момент оргазма -- это момент чистого секса. Чем ближе к оргазму, тем меньше общения и тем больше секса. Другими словами, вы так или иначе приходите к тому, что вы считаете недопустимыми человеческими слабостями.

«Оргазм» - лукавая идеологема сексоцентризма, которая призвана наделить половой акт собственным, внутренне присущим ему «смыслом». Это, так сказать, точка его капитализации, его выгода. «Секс» ни в коем случае не должен быть бесцельной тратой, игрой, выражением чувств, общением и т.п. Сексуальная жизнь - это работа по получению удовольствий и потребление / коллекционирование «оргазмов».

Излишне говорить, что интимная близость двух любящих чужда такого рода рыночным отношениям. Их телесное общение - чистый un acte gratuit (произвольное, немотивированное, бескорыстное действие), лишённый определённой цели и не ограниченный какими бы то ни было рамками.

Как неудачна фраза: «Ему нужна женщина!» Строго говоря, именно женщина ему не нужна. Ему нужно удовольствие, мало возможное без женщины. О том, как он её ценит, можно судить по его поведению через пять минут. Влюблённому же нужна даже не женщина вообще, а именно эта женщина. Ему нужна его возлюбленная, а не наслаждение, которое она может дать. Никто не прикидывает в уме, что объятия любимой женщины приятнее всех прочих. Если мы об этом подумаем, мы с этим согласимся, но выйдем за пределы влюбленности. Я знаю только одного человека, совершившего такой подсчёт, - Лукреция, и влюблён он при этом не был. А ответил он так: влюбленность мешает наслаждению, чувства отвлекают, труднее со знанием дела смаковать удовольствие (поэт он хороший, но, «О, Боже, что же это за народ!»).

(К.С. Льюис)
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments